Вера в справедливый мир

Сегодня я хочу рассказать об ошибке восприятия, которую обнаружил, разработал и поставил эксперименты по ее подтверждению Мелвин Лернер.

Ошибка восприятия называется «вера в справедливый мир».

Эта ошибка, как несложно догадаться, строится на понятии справедливости. Лернер хотел понять почему режимы которые поощряют жестокость и страдание сохраняют поддержку большого количества людей и как люди приходят к принятию социальных норм и законов которые приносят несчастье и страдание.

В принципе, все крутится вокруг изучения следующего феномена: почему существует тенденция при которой наблюдатели начинают винить жертв за их страдания. Лернер рассказывает что он проходил клиническую стажировку в психиатрической больнице и отмечал что несмотря на то, что врачи были добрыми, образованными людьми, они все равно винили пациентов за их страдания.

Так же, он провел эксперимент в 1966 году в котором 72 женщины наблюдали как конфедерат получал удары током под разными условиями. Сначала, наблюдатели были были подавлены, однако с продолжающимися ударами током и невозможностью вмешаться, они начинали принижать жертву, предполагать что он сам заслужил такое наказание.

Все это привело профессора к следующей мысли: люди в мире выстраивают систему в которой действия несут последствия. Так проще жить, потому что такая система дает ориентир как поступать в той или иной ситуации.

Справедливость — это и есть такая система. Она предполагает что за «хорошие» поступки человек будет вознагражден, а за плохие «наказан». Это помогает нам в повседневной жизни.

Однако, когда люди сталкиваются с жертвами, которые страдают просто так, например участники автокатастроф, больные люди и так далее. Так вот, такое событие опровергает эту систему, эту веру в справедливый мир. В результате человек начинает чувствовать себя незащищенным. «А что если справедливости нет, и тогда все что я делал напрасно. Я тоже могу оказаться на его месте. И я не знаю как мне этого избежать. Постой, а может на самом деле она есть и просто этот человек что то сделал, чем заслужил такое на свою голову? ДА! Точно, наверняка он сделал что то плохое и сам виноват, следовательно я могу дальше быть спокоен за себя, я ничего не сделал что бы такое заслужить»

Примерно такая логическая цепочка выстраивается в голове у человека который начиняет обвинять жертву в том что она сама виновата.

Встречается это повсеместно, например часто про изнасилованных женщин говорят что они сами виноваты. Лернер так же проводил эксперименты с восприятием больных людей, и обнаружил что внешняя привлекательность влияла на частоту обвинений за страдания. Однако не для всех болезней, например с заболеванием раком это не проявлялось, а вот со СПИДом как раз наоборот.

Плюс вы наверняка слышали от кого нибудь фразу что бедные сами виноваты в том что они бедные. Это тоже проявление этой ошибки восприятия.

Ну и конечно self-blame не отстает от этого. Нередко повторяется такой сценарий: если например близкий человек разбивается в аварии по пути на встречу с вами, вы очень легко можете начать считать виноватым в этом себя. Что позвали человека к себе, что не поехали сами к нему, что не убедили воспользоваться метро и так далее.

Так же, я думаю что эта ошибка искажения очень сильно эксплуатируется в инфобизнесе (ха, а что там вообще не эксплуатируется явно или неявно). Об этом я напишу позже. Вообще надо об этом явлении уже начинать писать, а то ведь в шапке написано что блог в том числе и об этом :)

Кстати, подписывайтесь на rss! А то будете сами виноваты если пропустите что то интересное!

Вера в справедливый мир: 5 комментариев

  1. Егор, можно ли сказать, что «стокгольмский синдром» — инвариант этой ошибки восприятия?

    • Не думаю. Там ведь появляется симпатия к агрессору. Про вину страдающей жертвы там ничего нет.

  2. На самом деле всё намного вроще чем кажется, почитав практически весь материал находящийся здесь касательно этой темы я пришёл к стандартному, на мой взгляд, выводу — человеческая психика устроена таким образом, чтобы максимально обезопасить наше сознание от травмы, т.е. при виде жестокости сначала просыпается жалость к «жертве»(объекту, над которым совершается жесткое насилие), и это нормальная реакция, но когда наше сочуствие и сопереживание достигает определённого предела, мозг переключает нас на другой (менее опасный для нас вывод), а этот вывод как правило основан примерно на следующей логике:»Этот объект сам виноват в том что с ним так происходит». И эта, если можно так выразиться, опция мозга, вырабатывается у нас годами, сначала нашими родителями: «Обжегся? Сам виноват! Тебе же говорили», а затем обществом «Говорят его убили потому-что он…»
    А вот «Стокгольмский синдром» как раз не является примером такой логики мышления, здесь немного иная логика, проявление этого «синдрома» это уже не защита психоэмоционального состояния организма, а взаимоидентификация с целью обеспечения собственной физической безопасности. Т.е. объект насилия постепенно подсознательно настраивается на то что если он будет союзничать с агрессором, то будет в безопаности, но это крайне редкий случай. Известно что одним из основных факторов возбуждающих проявления «Стокгольмского синдрома» является «время совместного прибывания», т.е. если пару недель просидеть в одном помещении с кем-то, то волей-неволей начнёшь мыслить как он.
    PostScriptum:Ой что-то я разошёлся, пора заканчивать. =)

    • Это хорошо. Больше комментариев хороших и разных) ваша гипотеза о причине этого явления тоже имеет право на жизнь. Вопрос в том как узнать верная ли она)

  3. Уведомление: Книга Bad Science (Обман в науке) | Галактеко опасносте

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong> <pre lang="" line="" escaped="" highlight="">