Более половины людей готовы убить если об этом попросит начальник

Вся наша жизнь пронизана иерархическими структурами, у каждого есть начальники, а у начальников свои начальники и так далее.

Есть специальная область психологии, которая называется социальная психология, она изучает поведение человека в обществе. И однажды, психолог Стэнли Милгрэм разработал и провел эксперимент, результаты которого поражают.

Милгрэм хотел ответить на вопрос: сколько страданий готовы причинить люди другим, совершенно невинным людям, если это входит в их рабочие обязанности? Сам Милгрэм имел еврейские корни и его изначально волновал вопрос: как, во время войны, нацисты в концлагерях убивали невинных людей в таких больших количествах.

Суть эксперимента состояла в следующем: все это подавалось под соусом исследования влияния боли на память. В эксперименте участвовали экспериментатор, испытуемый и актер. Испытуемый не знал кто есть актер, он считал что это такой же испытуемый как и он.  Эксперимент предполагал две роли: ученик и учитель, перед началом эксперимента, по «жребию» роли распределялись. Причем испытуемый всегда получал роль учителя.

После этого, ученика сажали на кресло и демонстративно к его запястью прикрепляли электрод, после чего учитель вместе с экспериментатором уходили в другую комнату. В другой комнате был генератор с набором переключателей. Испытуемому говорили что этот генератор связан с электродом на руке у ученика. Переключатели повышали напряжение на электроде с шагом в 15 вольт, с 15 вольт до 450. Так же, была кнопка которая посылает разряд.

Прибор выглядел очень солидно, имел отметки о производителе, к тому же, испытуемому давали на себе испытать силу удара током в 45 вольт через прибор. В итоге, получалась вот такая схема:

Эксперимент Милгрэма

Эксперимент Милгрэма

E — экспериментатор, Т — испытуемый(учитель), L — актер (ученик). Учитель мог общаться с учеником через микрофон.

Учитель зачитывал список парных слов, после чего он начинал задавать ученику вопросы и в случае неправильных ответов, он должен был совершать удары током, постоянно повышая напряжение на 15 вольт.

Естественно, актер не получал ударов током.

И тут начинается самое интересное. Люди повышали напряжение. Причем, в классическом эксперименте, после перехода порога в 300 вольт, актер после удара тока начинал стучать в стену. Экспериментатор при этом просил продолжить опрос. Затем актер переставал давать ответы, экспериментатор требовал расценивать 5-10 секунд без ответа как неправильный ответ и все равно производить удар током.

В случае, если испытуемый отказывался производить удар, ему говорилась одна из следующих фраз:

  • Пожалуйста, продолжайте
  • Эксперимент требует, чтобы Вы продолжили
  • Абсолютно необходимо, чтобы Вы продолжили
  • У Вас нет другого выбора, Вы должны продолжать

В случае, если все 4 фразы были сказаны и испытуемый опять отказывался, эксперимент прекращался.

Как вы думаете, сколько дошли до максимума, 450 вольт? 1%, 2% ?  В классическом исследовании 65%. Шестьдесят пять процентов людей были готовы ударить другого человека током  в 450 вольт, только потому что человек в белом халате просит об этом. Причем они это делали, даже если жертва стучала в стену после ударов. Даже после того как стук прекращался и даже ответов на вопросы уже не следовало.

А вы как далеко готовы зайти следуя за авторитетом?

Более половины людей готовы убить если об этом попросит начальник: 5 комментариев

  1. …я бы выматерился, током бить не стал ))

    /после перехода пороха/после перехода порога/???

  2. Во… уже ближе к теме. Есть видео этих экспериментов. Ты еще посмотри русский фильм «Я и другие». На 5 статей тебе хватит:) Поймешь насколько человек вообще все плохо оценивает, а не только решения, зная результат. :) И говорить о какой-то объективной оценки ситуации, которой ты был свидетель, приходится с большой натяжкой.(Коммент частично к прошлой записке)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong> <pre lang="" line="" escaped="" highlight="">